
СООБЩЕНИЕ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ

Сообщение плохих новостей является источником сильного стресса как для пациентов, так и для медицинских работников. Вашему вниманию предлагается алгоритм сообщения плохих новостей, который поможет снизить стрессовый фактор для всех участников взаимодействия.
1.ПОДГОТОВЬТЕСЬ К БЕСЕДЕ
Место и время:
- место без посторонних (кабинет)
- достаточное количество времени для разговора
- заранее изучите информацию о пациенте и его ситуации
- подготовьте информационный материал в помощь пациенту: брошюры с рекомендациями, контакты профильных НКО, контакты экспертов, горячих линий психологической помощи
- ручка и листы бумаги (с помощью рисунка объяснить что-то наглядно, записать рекомендации)
- информационные материалы
- коробка с бумажными платочками (вытереть слёзы)
- вода и стаканчики
- эмпатия подразумевает сочувствие, но без слияния с чувствами пациента. Необходимо внутренне отделить себя от пациента, но не быть жёстким.
- помните, что реакция пациента может иметь такие формы как: ступор, плач, крик, агрессивное действие. Эти реакции не относятся к вам, даже если обращены в данный момент на вас. Это реакция на сообщаемые факты. Сохраняйте спокойствие — это поможет пациенту быстрее прийти в себя.
- помните, что вы не являетесь причиной плохих новостей, («Я сообщаю плохую новость, но я не являюсь её причиной»)
- если вам необходимо, обсудите предстоящий диалог с коллегой, которому вы доверяете, заручитесь его эмоциональной поддержкой.
2.ПОДГОТОВЬТЕ ПАЦИЕНТА
Обращение и зрительный контакт:
- обратитесь к пациенту по имени и пригласите присесть
- установите зрительный контакт (важно периодически смотреть в глаза пациента, а также убедиться, что он вас внимательно слушает)
- Задайте несколько вопросов, чтобы создать доброжелательную атмосферу, а также для выяснения осведомлённости пациента о его проблеме: «Как вы себя чувствуете?» «Удалось ли поспать?»
- пациент должен быть готов к разговору (одет, не бежать на процедуру)
- родные рядом могут помочь пациенту в переживании новостей (пригласить их возможно по желанию пациента)
- важно не оставлять пациента одного после сообщения новостей (это м.б. родные, психолог, мед. сестра)
3.СООБЩИТЕ ИНФОРМАЦИЮ И СОСТАВЬТЕ ПЛАН ДЕЙСТВИЯ
После вводной беседы используйте следующие фразы:
- «Результаты анализов/исследований, к сожалению, не утешительные», «Мне очень жаль, но у меня для вас плохие новости».
- Сделайте паузу, дайте пациенту возможность осознать информацию. Обратите внимание на ваш тон. Важно сохранять доброжелательность, мягкость тона.
- Используйте понятные, короткие фразы. Избегайте многочисленных медицинских терминов.
- Делайте паузы, чтобы убедиться, что пациент понял информацию.
- В объяснении может помочь наглядность, зарисовка схем, диаграмм, рисунков, иллюстрирующих объяснение.
- Сообщайте только ту информацию, которая влияет на жизнь пациента (без длительных научных объяснений).
- Избегайте осуждающих фраз («вы не соблюдали рекомендаций, поэтому…» и т. д.).
- Составьте план действий для пациента. Запишите свои рекомендации для пациента.
- Проинформируйте пациента о возможностях, которые у него есть (дайте контакты НКО, хосписа, горячей линии психологической помощи. Используйте фразы, типа «У вас есть возможность обратиться за помощью в такую-то организацию, по такому-то контакту.).
- Завершите разговор коротким соболезнованием. («Мне жаль»)
- Помните, что принятие пациентом негативной информации — это процесс требующий времени. Будьте готовы, что пациент захочет переспросить что-то позже.
4.ПОЗАБОТЬТЕСЬ О СВОЕМ ЭМОЦИАЛЬНОМ СОСТОЯНИИ
ПОСЛЕ СООБЩЕНИЯ ПЛОХИХ НОВОСТЕЙ
Оставьте себе время после разговора с пациентом на то, чтобы:
- почувствовать, что с вами всё в порядке, вы стабильны и можете продолжить работу;
- выпить воды, чая.
- поговорите с коллегами о беседе с пациентом. Разделите ваши переживания.
- Совершите небольшую прогулку перед возвращением домой.
- Сделайте для себя что-нибудь приятное: музыка, общение с близкими, вкусная еда и т. п.
- Смена одежды, водные процедуры (душ полностью (включая голову), ванна с пеной травами), также помогают буквально в физическом плане снять напряжение дня.
- Если для вас близко ведение дневниковых записей, выпишите переживания сегодняшнего дня на бумагу.
АНО Центр поддержки детей с врожденными пороками развития «ТРИ СЕРДЦА" — благотворительная организация, которая объединяет усилия родителей, врачей и психологов.
Мы оказываем бесплатную информационную поддержку и профессиональную психологическую помощь семьям детей с врожденными пороками развития и медикам, работающим с ними.
Кто может к нам обращаться:
- Родители и родственники детей с ВПР любого возраста;
- Беременные женщины с установленным диагнозом ВПР у плода;
- Родители, находящиеся в ситуации перинатального выбора;
- Родители, чьи дети готовятся или проходят длительную госпитализацию/оперативное вмешательство, находятся в отделении реанимации;
- Родители, переживающие потерю беременности (в том числе прерывание по медицинским показаниям);
- Родители, переживающие потерю ребенка;
- Медицинские специалисты, оказывающие помощь семьям детей с ВПР и беременным, ожидающим рождения ребенка с ВПР
Все формы работы подразумевают конфиденциальность и добровольность. Все формы поддержки проводятся квалифицированными психологами центра, которые подбираются с учетом специфики запроса и ситуации клиента.
Телефон горячей линии 8 800 200 86 05
ВКонтакте группа АНО «Три сердца» https://vk.com/3hearts
Почта help@3hearts.ru
Сайт www.3hearts.ru
СКАЧАТЬ pdf